С. Горин: Ну, значит я проецирую на вас свои сложности,
потому что в период обучения меня страшно возмущало, когда мне
казалось, что я совершенно точно воспроизвел позу другого
человека, а потом подходил режиссер и что-то исправлял (смех в
зале). А, так вы согласны? Ошибки бывают и вправду грубые,
например, наклон головы партнера вы можете отразить с ошибкой
градусов в тридцать, или еще что-то...
Вопрос из зала: А зачем это нужно? Как это можно
использовать?
С. Горин: Вы торопитесь, но пожалуй, на ваш вопрос уже
можно ответить... (Начинает подстраиваться к позе спросившего).
Это нужно для того, чтобы создать раппорт, основу для
дальнейшего воздействия на партнера. У американцев есть
пословица, аналога которой в русском языке я не нашел:
"Отражение -- высшая награда". Смысл ее в том, что вы ничем не
можете порадовать человека (или польстить ему) больше, чем
подражанием ему -- его поведению, манерам. Не будьте только
"кривым" зеркалом, не делайте шаржей, карикатур; "отражайте"
положительные или нейтральные качества партнера -- другими
словами, дайте партнеру то, что он хотел бы увидеть в зеркале
(вспомните, как вы под ходите к зеркалу -- плечи расправлены,
живот убран, осанка гордая). И не делайте того, что ваш партнер
может осознать как копирование себя. Он не должен замечать вашу
подстройку. Это, в сущности, уже и есть гипноз, когда вы
устанавливаете подсознательное доверие, раппорт. (Резко меняет
свою позу, откидываясь на спинку стула. Задавший вопрос делает
то же самое. Смех в зале). Судя по реакции зала, я вам ответил.
Зачем нужно изучать подстройку... А зачем вы пользовались
прописями при обучении письму? Хорошо, (обращается к одной из
участниц семинара) Рита, не могла бы ты рассказать мне
какой-нибудь случай из своей жизни. Что-нибудь такое,
занимательное?.. (Рита начинает рассказывать, через некоторое
время внезапно замолкает, затем медленно, запинаясь,
заканчивает рассказ). Что случилось? Ты так бодро начинала...
Рита: Вы меня не слушали.
С. Горин: А как ты это определила? Я что, закрывал уши
руками?
Рита: Нет, но я видела, что вам стало неинтересно.
С. Горин: Вы все наблюдали за нашим мини-диалогом и все
могли заметить тот момент, когда Рита замолчала. Что же тогда
изменилось?
Ответы из зала: Изменилась ваша поза. Высели вполоборота к
Рите, потом отвернулись.
С. Горин: Да, я сменил свою позу, но этим дело не
кончилось -- Рита тоже сменила позу, уже подстраиваясь ко мне.
Потом я резко отвернулся -- и Рита замолчала, а потом стала
заканчивать свою историю как попало, с ощущением, что я ее не
слушаю, мне неинтересно. Еще одной иллюстрацией происшедшего
будет следующее упражнение.
Упражнение N 2. Выполнять будете в парах. Сначала в каждой
паре определите две темы для разговора, в одной из них вы
должны быть изначально согласны друг с другом, в другой --
несогласны. Ну, есть же что-то, с чем вы уже сейчас можете не
согласиться с вашим партнером? Что "Спартак" -- чемпион, или
что деятель Н. -- полный дурак... Неважно что, берите любые
темы. Определили? Теперь начинайте обсуждать в парах тему, где
вы друг с другом несогласны, все время сохраняя подстройку к
позе собеседника.
Обсуждение.
Я хотел бы обратить ваше внимание не некоторые любопытные
вещи, которые здесь происходили. Прямо передо мной сидела пара
Олег -- Игорь, и как только разговор у них пошел на обострение,
они забыли мою инструкцию: Олег начал размахивать рукой, Игорь
стучал пальцами по столу, и они очень быстро приняли разные
позы, подстройка разрушилась. А можно мне теперь догадаться,
что произошло в тех парах, где партнеры сохранили подстройку?
Вы все пришли к компромиссу! Теперь вторая половина упражнения.
Обсуждайте тему, где вы были согласны с партнером, только
подстройки быть не должно, следите за этим.
Обсуждение.
Есть такая детская игра -- "Замри!" Так вот, замрите и
посмотрите на все пары. Только одна пара все успешно сделала,
подстройки у них сейчас нет, и они уже успели найти разногласия
в своих взглядах. Другие, как видите, сидят идеально
подстроившись друг к другу. Я вам дал упражнение, которое
невозможно выполнить: практически невозможно разговаривать на
тему, где вы согласны с собеседником, и не подстраиваться к его
позе. Подстройка к позе -- это первый навык активного,
форсированного создания подсознательного доверия. Но здесь есть
и обратная связь: если люди уже доверяют друг другу, то они
обычно разговаривают (или молчат) в состоянии подстройки к
позе. Это хорошо бы запомнить. Иногда, скажем, бывает нужно
оценить, в каких отношениях находятся люди, которых вы раньше
не видели -- ну, начальник и его заместитель, или еще какая-то
значимая для вас пара. Так вот, обратите внимание на то, как
они разговаривают друг с другом: если во время разговора они
подстраиваются к позе собеседника, то все нормально, по
обсуждаемому вопросу мнения у них совпадают (может быть, у них
есть несогласие по другим вопросам, но по тому, которым они
сейчас заняты -- может быть, вы его и предложили -- они друг с
другом согласны). Если же в паре подстройки к позе нет, то
согласие, выраженное на словах, не должно вас обмануть --
внутреннего согласия там нет. Итак, вы получили хороший навык,
и можете начать его применять. Теперь займемся более сложными
вещами.
Подстройка к дыханию.
Вы, наверное, уже догадались, что теперь речь пойдет о
копировании дыхания вашего партнера. Здесь возможны варианты:
подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. Прямая
подстройка -- вы просто начинаете дышать так же, как дышит ваш
партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка -- вы согласуете с
ритмом дыхания партнера какую-то другую часть своего поведения;
например, вы можете качать рукой в такт дыханию партнера, или
говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая
подстройка более эффективна при создании раппорта, поэтому с
нее мы и начнем. Упражнение No 3. Разбейтесь опять на тройки,
желательно в другом составе, чем в первом упражнении. В жизни
вам придется иметь дело с разными людьми, лучше бы привыкать к
этому уже сейчас. Задание у вас будет простое: партнер А сидит
и дышит, партнер Б напрямую копирует его дыхание, то есть дышит
с той же частотой и глубиной... Вопрос из зала: А если я не
вижу дыхания партнерши? С. Горин: Положи руку ей на грудь (смех
в зале). Я не закончил описание упражнения. Партнер В,
режиссер, кладет свою руку на спину партнера А, чтобы не только
видеть, но и чувствовать его дыхание, и поднимает и опускает
свою вторую руку в такт дыханию партнера А -- чтобы помочь
партнеру Б, который подстраивается. Хочу обратить ваше внимание
на то, что у мужчин и женщин -- разные типы дыхания. Как
правило, у мужчин брюшной тип дыхания (они дышат животом), а у
женщин -- грудной. Для того, чтобы надежнее увидеть ритм
дыхания партнера, вам надо смотреть на его живот, если это
мужчина, и на грудь, если вы в паре с женщиной. Я рад тому, что
все мужчины в группе давно смотрят туда, куда надо...
<вернуться|далее >
|